Рекомендации логопеда педагогам

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Куйбышевского района "Школа-интернат основного общего образования"

 

Рекомендации логопеда педагогам

Устная речь

1. Пополнение, уточнение и активизация словарного запаса детей по текущей теме, в процессе всех режимных моментов.

2. Постоянное совершенствование артикуляции, дикции, мелкой и общей моторики.

3. Систематический контроль над поставленными звуками и грамматической правильностью речи в процессе всех режимных моментов.

4. Совершенствование связной речи (разучивание стихотворений, отрывков из текстов, параграфов, работа над пересказом и составлением всех видов рассказывания).

5. Развитие понимания речи, контроль над ответами, на поставленные вопросы.

Письменная речь

1. На всем протяжении занятий ребенку необходим щадящий режим.

2. Откажитесь от проверок ребенка на скорость чтения. Надо сказать, что эти проверки давно уже вызывают справедливые замечания у психологов и дефектологов.

3. Помните, что нельзя давать упражнения, в которых текст написан с ошибками .

4. Подход «больше читать и писать» успеха не принесет, лучше меньше, но качественнее. Не читайте больших текстов и не пишите больших диктантов с ребенком. На первых этапах должно быть больше работы с устной речью: упражнения на развитие фонематического восприятия, звуковой анализ слова. Многочисленные ошибки, которые ребенок с дисграфией неизбежно допустит в длинном диктанте, только зафиксируются в его памяти как негативный опыт.

5. Очень важно не показывать ребенку свою эмоциональную вовлеченность: не злиться, не раздражаться и не радоваться слишком активно. Лучше гармоничное состояние спокойствия и уверенности в успехе – оно будет способствовать устойчивым, хорошим результатам.

Диктанты надо писать медленно!

На написание диктанта объемом 150 слов на начальной стадии ликвидации дисграфии должно затрачиваться не менее часа времени.

1. Текст обязательно прочитывается целиком, не менее двух раз. Можно спросить, на какие орфограммы этот текст. Ученик вряд ли ответит, поскольку он уже решил, что это «очень трудно», тогда укажите на них сами, выясните, известны ли ему понятия «безударные гласные» и другие правила русского языка.

2. Затем диктуется первое предложение. Попросите ученика назвать количество запятых в нем, попробовать их объяснить. Не настаивайте, подсказывайте, поощряйте попытку дать верный ответ. Попросите проговорить по буквам одно или два сложных с орфографической точки зрения (или просто длинных) слова. Только потом (после двукратного, а то и трех, четырехкратного прочтения) продолжайте писать.

3. Предложение диктуется по частям и записывается с проговариванием вслух всех особенностей произношения и знаков препинания.

                                                                                              Источник: http://logoportal.ru/statya-12839/.html

 

 

   Рекомендации по устранению логопедических нарушений письменной речи для учителей и воспитателей

 

Проблема

Причина

Задачи

Пути коррекции,

рекомендации

Развивающие упражнения, игры,

задания

Ошибки при слитно-раздельном написании слов

Недостаточное развитие зрительного и вербального анализа, восприятия и ориентировки в пространстве

Развивать концентрацию внимания и длительность его удержания, учить додумывать элементы букв, синтезировать, ориентируясь на составные части букв, приучать к самостоятельной проверке, развитие внимательности и самоконтроля.

Развивать концентрацию внимания и длительность его удержания, учить додумывать элементы букв, синтезировать, ориентируясь на составные части букв, приучать к самостоятельной проверке, развитие внимательности и самоконтроля.

- графические диктанты,

- «раздели слова»,

- «слова-перевертыши»,

- «склеенный рассказ»,

- «читаем вверх         тормашками»,

- «найди мои                     ошибки»…

Неправильное написание имён собственных, отсутствие заглавной буквы, потеря знаков препинания

Недостаточная концентрация и устойчивость внимания. Недостатки в развитии лексико-грамматического строя речи. Не знает правила или не умеет их применять

Развитие избирательности и произвольности внимания. Увеличение объёма внимания.

 Развитие умения грамотно составлять и понимать грамматические конструкции, использовать роды и падежи.

 Ликвидация пробелов в знании правил.

Развитие избирательности и произвольности внимания. Увеличение объёма внимания.

 Развитие умения грамотно составлять и понимать грамматические конструкции, использовать роды и падежи.

 Ликвидация пробелов в знании правил.

- «найди слова»,

- «укротитель букв»,

- «наблюдатель»,

- «найди отличия»,

- «заклинание на пять»…

 Повторение и закрепление правил написания.

Ошибки при переносе слов

Недостаточная сформированность звуко-буквенного анализа и синтеза

Развитие умения слышать, узнавать и различать звуки и фонемы, понимать взаимосвязь между ними.

Развитие умения слышать, узнавать и различать звуки и фонемы, понимать взаимосвязь между ними.

- «разбери словечко»,

-придумывание слов к схеме,

- нахождение и определение количества гласных и согласных в словах,

- «продолжи слово»,

- «потерянный слог»,

- «слог-шаг»…

Ошибки в написании безударных гласных, парных согласных в середине и конце слов.

Недостаточное развитие фонематического слуха.

Низкий уровень сформированности приёмов учебной деятельности (самоконтроля, умения действовать по правилу)

Развитие умения проговаривать слова, выделяя голосом, ударный гласный (по подражанию\самостоятельно). Определять ударный гласный в своём произношении и произношении другого человека, при написании слов.

Закреплять знания о парных согласных. Упражнять в дифференциации парных согласных, следить за их правильным произношением.

Отработка способов проверки написания слов с безударной гласной в корне, со звонкими и глухими согласными на конце и в середине слов.

Развитие умения проговаривать слова, выделяя голосом, ударный гласный (по подражанию\самостоятельно). Определять ударный гласный в своём произношении и произношении другого человека, при написании слов.

Закреплять знания о парных согласных. Упражнять в дифференциации парных согласных, следить за их правильным произношением.

Отработка способов проверки написания слов с безударной гласной в корне, со звонкими и глухими согласными на конце и в середине слов.

 

- «буква заблудилась»,

- «не разорви цепочку»,

- «наоборот»,

- «глухой-звонкий»…

При письме делает замены по акустическому признаку

Недостаточное развитие фонематического слуха и звуко-буквенного анализа.

Нарушено звукопроизношение.

Развитие слухового и зрительного восприятия.

Воспитание слухового внимания на материале, содержащем смешиваемые звуки.

Дифференциация смешиваемых звуков в слогах, словах, предложениях.

Посещение логопедических занятий 

Развитие слухового и зрительного восприятия.

Воспитание слухового внимания на материале, содержащем смешиваемые звуки.

Дифференциация смешиваемых звуков в слогах, словах, предложениях.

Посещение логопедических занятий

- зрительные и слуховые диктанты

- подбор слов на заданный звук

- замена звуков в словах

Пропускает (добавляет) буквы и слова, допускает перестановки букв и слогов, нарушено смягчение согласных

Несформированность фонематических процессов.  Недостаточное развитие слухового восприятия. Сниженный уровень концентрации внимания. Недостаточно развито умение действовать по правилам.

Упражнять в звуковом анализе и синтезе.

Упражнять  в слоговом анализе и синтезе.

Тренировать ребёнка в одновременном выполнении нескольких видов деятельности (например, слушать текст и рисовать предметы в определённой последовательности…)

Развивать способность сосредоточивать и сохранять внимание, не отвлекаясь и не ослабляя его.

Упражнять в звуковом анализе и синтезе.

Упражнять  в слоговом анализе и синтезе.

Тренировать ребёнка в одновременном выполнении нескольких видов деятельности (например, слушать текст и рисовать предметы в определённой последовательности…)

Развивать способность сосредоточивать и сохранять внимание, не отвлекаясь и не ослабляя его.

- «буквы убежали»

- «собери слова»

- «слово рассыпалось»

- «главный наблюдатель»

- «путаница»

- «капризное эхо»

- «сито для слов»

- «гномы и великаны»…

При письме делает графические (пространственные) замены

Недостаточное развитие зрительного анализа и ориентировки в пространстве.

Низкий уровень концентрации и устойчивости внимания.

Недостаточное развитие мелкой моторики.

Уточнение пространственных представлений.

 

Контроль (с обучением навыку самоконтроля) за ходом двигательных актов во время письма.

Развитие способности сосредоточивать и сохранять внимание, не отвлекаясь и не ослабляя его.

 Развитие зрительного восприятия и тонкой моторики.  Совершенствование графомоторной деятельности

Уточнение пространственных представлений.

 

Контроль (с обучением навыку самоконтроля) за ходом двигательных актов во время письма.

Развитие способности сосредоточивать и сохранять внимание, не отвлекаясь и не ослабляя его.

 Развитие зрительного восприятия и тонкой моторики.  Совершенствование графо-моторной деятельности

- графические диктанты различной степени сложности

- лепка из пластилина, выкладывание из спичек, вырезание из бумаги букв и их элементов

- вычеркивание из текста заданной буквы

- отгадывание букв с закрытыми глазами (можно писать на руке, спине)

- узнавание букв на ощупь

-дорисовывание и раскрашивание сюжетных картинок

-узнавание слов, написанных различными шрифтами.

Учителям начальных классов

КОРРЕКЦИЯ ПИСЬМА НА УРОКАХ

Упражнение 1.Назовите приведенные ниже слова по типу: один пень – два пня – пять пней

один олень - … - …: одно дерево - … - …: одна доска - … - …:

один щенок - … - …: одно ведро - … - …: один львёнок - … - ….

 


Упражнение 2. Составьте слова из нескольких букв. Запишите их правильно.

 

олпк - …, …: аршм - …, алтс - …, …:

ракп - …, …: ткна - …, …: опст - …, …:

уткс - …, … купс - …, …: алз - …, …,

 


Упражнение 3. Внимательно прочитайте словосочетания. Найдите ошибки.

Кругый стол, моя кига, тудно узнать, майский ладыш, примеры в стобик, пламя оня

 

Упражнение 4. Прочитайте ряд слов и запишите,  как запомнили.

фартук краска струйка пальма костер кольцо стакан верблюд журнал ветер шляпа

журавль портфель окно лодка фонтан

 

Упражнение 5. Соберите из слогов слова и запишите их.

 

Муш, кор, ка:

маш, ро, ка:

трол, бус, лей

ви, град, но:

кар, ка, тош:

ди, ста, он:

ка, гуш, ля

ка, буш, ба

 

 

Упражнение 6. Составьте предложения из слов.

Бежал, широкой, по, улице.

Тема, в, приехал, деревню, дедушке, к. В, с, театр, дети, учителем, поехали. Старой, под, грелась, рысь, сосной.

 


СВЯЗНАЯ РЕЧЬ. ЛЕКСИКА.

Структура дефекта младших школьников с общим недоразвитием речи (ОНР) требует системного, последовательного, поэтапного подхода к развитию связной речи. У одних детей недостаточно развито умение связно и последовательно излагать свои мысли: владея набором слов и синтаксических конструкций, необходимых для построения высказывания, они испытывают значительные трудности в программировании высказывания, в синтезировании отдельных элементов в целое, в отборе материала, который соответствовал бы той или иной цели высказывания. Другие учащиеся, имея относительно сформированную связную речь, не умеют отразить в собственной речи разнообразные предметные отношения из-за бедности языковых средств.

 Задача — проведении систематических и разнообразных по тематике занятий по развитию связной речи и обогащению словарного запаса младших школьников, имеющих трудности в овладении русским языком как средством коммуникации и учебным предметом.

 

1.«Писатель» - научить составлять рассказ по плану. Например, составление рассказа «В школе»: вопросы на доске:

Как тебя зовут?

В какой школе, в каком классе ты учишься?

Как зовут твою учительницу?

Какой твой класс?

Какие уроки тебе нравятся?

Какой твой любимый предмет?

 

2. Устное сочинение.

Составление рассказа по опорным словам. На доске записаны опорные слова, словосочетания: зима, снег

1.  пушистое снежное одеяло

2.  тепло, шубы, шапки, шарфы, варежки

3.  играют в снежки, слепить снеговика

4.  большой, поменьше, друг на друга, пластилин, глаза, воткнули, надели, смешной

5.  весело, горка, лыжи, санки

 

Чтение опорных слов, словосочетаний сначала учителем, затем читают вслух 1— 2 ученика.

— Что главное в рассказе?

— Предложите название рассказа. (Зимние забавы)— Составьте предложение (предложения) с опорными словами.

 

3. Развитие пассивного и активного словарного запаса: Например, тема «Строительные инструменты»:

а) Назови слова, обозначающие строительные инструменты (клещи, тиски, молоток, ключ, напильник, ножовка и др.);

б) Продолжи ряд слов – ПИЛА, ТОПОР, ДРЕЛЬ, … .

в) Объясни, для чего нужен каждый инструмент: ПИЛА - … (инструмент для резки, распиливания чего-либо) и т.д.

 

4. Игра «Наоборот» - подобрать слова противоположные по смыслу (мяч)

Длинный - …, низкий - …, холодно - …, кричит - …, день - …, сильный - … .

 


 

 

Желаем Вам успеха!

Дата последнего обновления страницы 23.06.2023
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения