Для чего проводятся ВПР?
Всероссийские проверочные работы – это комплексный проект в области оценки качества образования, направленный на развитие единого образовательного пространства в Российской Федерации, мониторинг введения Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), формирование единых ориентиров в оценке результатов обучения, единых стандартизированных подходов к оцениванию образовательных достижений обучающихся.
Указанные цели достигаются за счет проведения ВПР в единое время по единым комплектам заданий, а также за счет использования единых для всей страны критериев оценивания.
Как могут использоваться результаты ВПР?
Для обучающихся и их родителей ВПР будут полезны с точки зрения определения уровня их подготовки, выявления проблемных зон, планирования индивидуальной образовательной траектории обучающегося.
Важной и интересной для родителей может оказаться информация о результатах выполнения ВПР в целом по школе, в которой учится их ребенок. Такая информация весьма актуальна, поскольку ВПР проводятся по единым заданиям и оцениваются по единым для всей страны критериям, что позволяет увидеть результаты школы на фоне общей картины по стране. Однако для такого сравнения важно, чтобы полученные результаты были объективными, то есть соответствовали реальному положению дел.
Для школы ВПР может быть инструментом самодиагностики, основой для проведения регулярной методической работы.
Является ли ВПР для обучающихся 4 классов итоговой оценочной работой за всю начальную школу? Будут ли результаты ВПР учитываться при переходе в другой класс или из школы в школу?
ВПР в 4 классах – это не «ЕГЭ для начальной школы», поскольку по результатам ВПР не принимаются никакие обязательные решения, важные для определения дальнейшей судьбы или образовательной траектории школьника. Однако результаты ВПР в 4 и в других классах могут быть частью портфолио ученика, которое может учитываться по его желанию наряду с другими сведениями при переходе из класса в класс или из школы в школу при условии, что имеются основания считать эти результаты объективными.
Если школа проводит ВПР в каких-либо классах, то обязательно ли все обучающиеся этих классов принимают в них участие?
Решение о порядке проведения ВПР внутри школы принимается на уровне школы. Например, на уровне школы может быть принято решение об участии или неучастии в ВПР обучающихся с ОВЗ.
Обязательно ли учитывать результаты ВПР при выставлении итоговой отметки по соответствующему предмету?
Решение об использовании результатов ВПР принимается на уровне школы.
По какому принципу выбирались предметы для ВПР?
На данном этапе идет отработка различных организационных и содержательных вопросов, связанных с проведением ВПР. Поэтому для их проведения выбрана часть учебных предметов с учетом имеющегося отечественного и международного опыта оценки образовательных достижений. В дальнейшем состав предметов будет расширяться.
Как планируется в будущем обеспечивать объективность результатов ВПР?
Для всех участников ВПР и тех, кто планирует так или иначе использовать их результаты, крайне важно, чтобы эти результаты были объективными. Поэтому планируется принятие ряда мер, способствующих повышению объективности результатов ВПР. В том числе:
На федеральном уровне планируется выпуск рекомендаций и рамочных требований к обеспечению объективности результатов ВПР, развитие аналитических методов мониторинга объективности результатов школ.
На уровне школы должен быть установлен порядок проведения ВПР, включающий принятие конкретных организационных мер для реализации рамочных федеральных требований и обеспечения объективности результатов ВПР.
На региональном уровне планируется осуществлять контроль соблюдения школами соответствующих мер, в том числе, путем отправки наблюдателей, а также с использованием аналитических методов мониторинга объективности результатов. Кроме того, будут задействованы предусмотренные в системе образования механизмы контроля и надзора.
Что можно порекомендовать родителям в связи с проведением ВПР?
- Проявлять внимание и интерес к действиям школы по обеспечению объективности и прозрачности образовательного процесса в вопросах оценивания, проявлять заинтересованность в получении объективной информации об уровне подготовки ребенка, имеющихся у него проблемах и планах школы по устранению этих проблем.
- Проявлять интерес к результатам ребенка, интересоваться, не нуждается ли он(она) в помощи, оказывать посильную помощь и поддержку, при необходимости.